Фишман Л.С. Асоциализация несовершеннолетних потребителей ПАВ и их ресоциализация

Социализация – это интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей.

Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Усвоение социального опыта всегда субъективно.

Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями.

А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей.

Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным.
С.И. Гессен в своей работе «Основы педагогики» писал:

«Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор»

Процесс социализации существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Понятие «социализация» сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование.

 «Асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Следует отметить ещё два термина:

«десоциализация» и «отставание в социализации».

Десоциализация - на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация под влиянием отрицательной микросреды.

У личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен появляются новые антиобщественные нормы и образцы поведения.

Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации.

Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним.

Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

 

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте.

Социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности на раннем этапе проявляется в подражании более старшим или взрослым, ведущим асоциальный образ жизни, и перенятия у них негативных образцов поведения определенной субкультуры.

При этом основным мотивом выступает желание быть взрослым, получить одобрение в данной отрицательной микросреде.

Факторы социализации – это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию.

Факторов социализации всего три:

 -макрофакторы(космос, планета, страна, общество, государство),

-мезофакторы(этнос, тип поселения, СМИ)

-микрофакторы(семья, группы сверстников, организации)

 

Причины приобщениянесовершеннолетних к употреблению ПАВ и вовлечение их в асоциальную среду

Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления ПАВ.

Обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем ПАВ, называются факторами защиты – протективными факторами.

 Все они могут быть сгруппированы в три категории:

 — история жизни, происхождение;

 — социальные факторы;

 — личностные факторы.

Взаимодействие этих факторов и их взаимное влияние на человека приводит к аддиктивному поведению, либо препятствует его формированию. История жизни, происхождение

  • Демографические факторы (возраст, социальная принадлежность, вероисповедание).
  • Биологические факторы
  • Окружающая среда (культурные традиции, доступность наркотиков)

Социальные факторы

  • Школьные факторы (академическая успеваемость, сплоченность учащихся, школьная атмосфера).
  • Семейные факторы (структура семьи, семейные традиции, стиль общения, дисциплина, родительский контроль, отношение семьи к приему наркотиков, употребление наркотиков родителями).
  • Влияние масс медиа (реклама табака и алкоголя, показ ролевых моделей наркоманов).
  • Влияние сверстников (употребление наркотиков, установки сверстников в отношении приема наркотиков).

Личностные факторы

  • Знания, представления, ожидания (знания об отрицательных последствиях приема наркотиков, распространенности приема наркотиков, представления о злоупотреблении наркотиками, нормы/ожидания в отношении употребления наркотиков).
  • Личные умения/навыки (умение принимать решение, разрешать проблемы, умение управлять своими эмоциями, контролировать поведение, умение разрешать конфликты, ставить и достигать цели).
  • Социальные навыки (умение общаться, умение отстаивать свою позицию, умение отказать, умение оказывать поддержку, принимать помощь).
  • Психологические факторы (самооценка, понимание себя, представление о своих перспективах в жизни).

Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:

  • благополучное социальное окружение;
  • наличие семьи, семейная стабильность и сплоченность, воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;
  • достаточный уровень жизни, доступность служб социальной помощи;
  • устойчивость к стрессу, физическое и психическое благополучие;
  • высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;
  • вовлеченность в общественную жизнь.

 

Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям.

Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

В социальной реабилитации нуждаются лица, испытывающие потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции .